Личный Блог
Владислава Суркина
Алфавитный список
Более 300 наименований камней
Социальные сети:
Алфавитный список камней

Глиптика: что это такое, история происхождения, виды

Главная / Интересное / Глиптика: что это такое, история происхождения, виды

Что такое глиптика

Глиптика — это резьба по камню, древнейшая техника ювелирной обработки полудрагоценных и драгоценных минералов. Сам камень, с вырезанным изображением, называется гемма. Произведения глиптики стали для многих монархов увлечением. Коллекции предметов у некоторых из представителей высших каст насчитывали десятки тысяч экземпляров.

Встретить глиптику можно в христианской культуре. Многочисленные украшения с ликами святых украшают храмы, церковная утварь также содержит геммы.

История происхождения

Древние произведения, относящиеся к глиптике, обнаружены у шумеров, в Месопотамии, на территории Египта, Средней Азии. Они изготовлены в период 5–6 тысяч лет назад. Это были цилиндрические печати, раскрывающие многофигурные изображения. На них видны человеческие фигуры, животные, разные мифологические сюжеты. Произведения характеризуют непринужденность композиции. Для создания образов мастера использовали агат, сардоникс, гематит, сердолик. Благодаря прочности этих самородков удавалось сохранить все тонкие линии рисунка на многие века.

Глиптика

С развитием цивилизации глиптика также двигалась вперед. В древней Греции появились геммы многоцветные, с большим содержанием мелочей и второстепенных персонажей. Римские шедевры также отвечали своей эпохе. Они были двуцветными, с достаточно сухими очертаниями и воинственными сюжетами. Китайские геммы представлены объемной резьбой по камню. Из оникса и нефрита вырезались сцены из жизни, фигурки богов, священных животных. С приходом 20 столетия глиптика продолжает свое стремительное развитие. Сегодня для работы мастера используют новое оборудование, сохраняя при этом древние традиции. Они применяют резцы, а также абразивы для шлифовки каменного сырья.

Технология и оборудование

Камни, с вырезанными на их поверхности изображениями, именовали геммами. Их еще в древности делали с использованием простых приспособлений. Издавна их традиционно применяли, как ювелирные изделия, талисманы либо обереги, печати.

Глиптика древности — крайне сложная работа. Для шлифования поверхности будущего произведения требовалось увлажнение, затем нанесение измельченного абразива. Мастер по памяти с помощью стержня из дерева вырезал контуры будущего сюжета.

Используя разные зернистости наждака, художнику удавалось получить переходы в качестве обрабатываемой поверхности. Посредством этой техники передавались металлический блеск доспехов и оружия, сложная фактура земли, натуральность глянца человеческой кожи.

Оборудование для глиптики

Изобретение специального оборудования, передающего инструменту энергию вращения, существенно расширило возможность выразительных средств резчиков. Давно забыта рельефная штриховка, благодаря которой мастера древности придавали движущимся фигурам динамику. Появилась возможность для создания теней, передачи полутонов. Благодаря техническим инновациям резные произведения заиграли жизнеподобной рельефностью, точностью и эстетичностью.

Эволюция искусства резьбы по камню

Мастерство глиптики не только активно развивалось в Греции, Италии, Месопотамии, но и на средиземноморских островах. В древности мастера использовали разнообразные вариации кварца (горного хрусталя с голубым сапфирином, яшмой с халцедоновыми ониксами). Они изображали на них рельефы для заверения важных документов, опечатывали такими печатками входы в различные помещения.

Древнеегипетские печати традиционно выполняли в виде священного жука народности — скарабея. Нижняя их грань содержала иероглифы либо изображения всевозможных мифических персонажей. Критские же геммы во втором–третьем тысячелетии еще до нашей эпохи начали содержать портретные барельефы людей.

Полезная информация

Небывалого расцвета это искусство достигло на территориях Древнего Рима и Греции. Именно там создавали действительно уникальные образцы предметов из драгоценных либо полудрагоценных самородков, которые сейчас поражают тонкостью работы.

Бурное развитие античной техники и резьбы по камням произошло во времена процветания греческой классики. Художникам удалось добиться максимального совершенства. Произведения выполнены очень точно. В них передавались прорисованные человеческие образы, сюжетные композиции, вместе с тем подчеркивалась природная красота самоцветов. Геммы в этот период отличались достаточно крупными размерами, более расширенными сюжетными линиями с множеством мелких деталей.

Гемма

Для своих шедевров мастера применяли не только «мягкие» камни, но и породы с высоким показателем твердости. Вырезать на них необходимые сюжеты было сложно, процесс требовал от художников больше сил и умения.

Сочетая разные по твердости, а также зернистости материалы, ювелиры достигли невероятной реалистичности изображения, передающего разнообразные фактуры и эффекты. Спустя время появились специальные станки, с помощью которых стало намного легче выполнять резьбу по достаточно твердым самородкам. Результатом такой работы стали:

  • утонченные изображения, выполненные на самоцветах;
  • украшения со своей символикой власти и статуса для правителей;
  • произведения получили популярность у ценителей искусства;
  • появились геммы в декорировании аксессуаров и предметов гардероба.

Виды гемм

На практике имеется два варианта исполнения гемм, отличающиеся техникой резьбы:

  • инталии (имеют углубленный рисунок);
  • камеи — отличаются выпуклым изображением.

Дополнительное различие между такими стилями резьбы заключается в однотонности инталий и колоритности, многоцветности камей. Однако оба варианта исполнения применяют равноценно при выпуске ювелирных украшений, красочных печатей, декоративных аксессуаров в интерьерном дизайне.

Инталия

Инталия — это гемма, имеющая глубоко вырезанный контур рисунка. Его особенность заключается в вогнутом состоянии изображения. Линии словно проникают внутрь камня. Резчик при работе обязан контролировать как лицевую поверхность минерала, так и изнаночную его сторону. Инталия нередко использовалась в виде печати, которая оставляла на воске либо глине зеркальный оттиск.

Кольцо инталия на камне

Древние для такой техники применяли драгоценные либо полудрагоценные самородки, позже материалом стали служить ракушки, даже стекло. Благодаря усовершенствованию инструментов изменилось и распространение инталий, они завоевали особую популярность. Начали придумывать реверсные изображения, правильный вид которых получался при рассмотрении с изнанки. Чтобы великолепный резной рисунок смог красочно выглядеть, начали применять всевозможные цветные подложки под изображением.

Камея

Этот вариант резьбы предполагает наложение элементов каменного рисунка поверх каменной основы. Само изображение отличается от минерала цветом. Традиционно для камеи используют агат, поскольку он максимально подходит для такого украшения. Минерал имеет требуемую твердость, позволяющую выполнять обработку с использованием станка, разноцветные слои самородка позволяют получать неповторимую игру оттенков.

Камея

Камея, выполненная искусным мастером, светится изнутри. Резчик добивается необходимых световых переходов посредством применения разных тональностей самоцветов. Если инталии имеют миниатюрные габариты, то камеи выполняют и на крупных камнях. Такие изображения используют для украшений, ими снабжают вазы, кубки, музыкальные инструменты.

Глиптика в домашних условиях

Имея дома небольшую мастерскую, каждый способен создавать в ней шедевры. Чтобы упростить работу, рекомендовано применять современные станки, оснащенные электромагнитными либо ультразвуковыми установками.

Чтобы освоить мастерство глиптики, необходим агат. Требуется правильно его подготовить, выровнять скрупулезно поверхность. Затем несмываемой краской наносят контур изображения, после чего обтачивают камень. Процесс обтачивания выполняют до глубины, на которой остается только фон. Для мероприятия нужны обдирочные боры. Мелкозернистый инструмент понадобится позже для выделения элементов, финишного шлифования, окончательной полировки изделия. Первый слой используют для картинки, следующий — для фона, более глубокий нужен, чтобы прорисовать мелкие детали.

Оцените статью
Поделиться статьей
Как добывают жемчуг: способы и места добычи
Просмотрено 1 720 раз
Как добывают жемчуг: способы и места добычи
Жемчуг — наиболее распространенный и привлекательный...
Интересное
Добыча алмазов в Африке: особенности, история, крупные месторождения
Просмотрено 4 257 раз
Добыча алмазов в Африке: особенности, история, крупные месторождения
Добыча алмазов в Африке происходит достаточно активно по...
Интересное
Что дороже топаз или сапфир — особенности выбора
Просмотрено 5 728 раз
Что дороже топаз или сапфир — особенности выбора
Топазы и сапфиры пользуются особой популярностью у женщин,...
Интересное
Сапфир: свойства, кому подходит по знаку Зодиака, магия и целительная сила
Просмотрено 13 521 раз
Сапфир: свойства, кому подходит по знаку Зодиака, магия и целительная сила
Многие знакомы с сапфиром – драгоценным камнем синего...
Дpaгoцeнныe камни
Что дороже топаз или сапфир — особенности выбора
Просмотрено 5 728 раз
Что дороже топаз или сапфир — особенности выбора
Топазы и сапфиры пользуются особой популярностью у женщин,...
Интересное
Где добывают малахит, история камня, в каких ювелирных изделиях используют
Просмотрено 5 696 раз
Где добывают малахит, история камня, в каких ювелирных изделиях используют
Описание и свойства малахита В России не многие поделочные...
Интересное Пoдeлoчныe камни